Ребенок в полгода жизни разительно отличается от новорожденного. За это время происходит активное развитие всех систем, формируется личность малыша. Он уже не просыпается несколько раз за ночь для кормления, пытается самостоятельно сидеть и демонстрирует простые, но такие искренние эмоции. Несмотря на индивидуальное развитие каждого отдельного малыша, есть несколько ключевых моментов, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.
Изменения в физиологии
- К полугоду значительно укрепляется мускулатура спины и плеч, что позволяет ребенку сидеть без помощи взрослого человека. При этом он должен уметь держать равновесие и управлять руками в этом положении;
- Начинает ползать на четвереньках, чтобы подойти к родителю или игрушке;
- Если ребенок лежит на животе, он способен облокотиться одной рукой, а второй взять предмет;
- Появляется умение перекатываться в любую сторону, наблюдается подвижность, интерес к окружающему миру;
- У большинства детей шести месяцев начинают прорезываться первые молочные зубы. Как правило, на нижней челюсти. Формирование зубного аппарата готовит малыша к переходу на прикорм;
- Нормализуются зрительные процессы. Способность следить за движущимися предметами, поддерживать зрительный контакт с другими людьми;
- Активно формируются вкусовые и обонятельные рецепторы. Малыш теперь может различать вкусную и невкусную еду;
- Полностью исчезает гипертонус конечностей. За счет чего появляется возможность управлять обеими руками, хлопать в ладоши и взаимодействовать с предметами или руками родителей. Важно, чтобы ребенок умел брать предмет, перекладывать его из одной руки в другую. Может поднимать упавшую игрушку и подкидывать ее.
Физическое развитие
К концу шестого месяца происходят многочисленные изменения в физическом развитии. Ребенок должен весить в два раза больше, чем новорожденный. Вес мальчиков и девочек может отличаться, нормальный показатель веса полугодовалого ребенка 6,8-8,4 килограмма. Рост должен быть не менее 64 сантиметров.
Психоэмоциональные изменения
У ребенка в 6 месяцев психическое развитие происходит активнее всего. Психика значительно усложняется, малыш может испытывать более сложные эмоции, выражать чувства. Кроме этого, активно развиваются когнитивные способности, формируются зачатки речи.
- Лепет ребенка становится понятней. Он все реже использует крик или плач для выражения своих мыслей и чувств. В речи появляется слияние согласных и гласных звуков в самых различных сочетаниях. Некоторые думают, что ребенок начинает говорить, но это совершенно не так. Малыш может имитировать услышанные слова при помощи лепета. К полугоду он может произносить до 50 различных звуков;
- Кроха уже воспринимает свое имя, реагирует на него оживлением и улыбкой. Внимательно слушает речь близкого человека, поддерживает зрительный контакт;
- Способен внимательно слушать, пытаться понять смысл сказанного. Некоторые крохи умеют находить взглядом предмет, о котором его спрашивают;
- Дети 6 месяцев различают родителей и близких людей по голосу, даже если не видят их. Иногда малыш может криком напомнить о себе, если услышит знакомую речь в соседней комнате;
- Формируется привязанность к родителям, многие дети способны демонстрировать самые теплые чувства, что особенно проявляется, если взять ребенка на колени или руки. Он начнет прижиматься к телу мамы или папы;
- Перестает пугаться посторонних людей, но все еще с осторожностью относится к ним. Зачастую при контакте старается не проявлять активности;
- Формируется способность выстраивать причинно-следственную связь. Например, он начинает понимать, что будет, если нажать кнопку на игрушке или что мама подойдет, если он заплачет;
- Возникают сложные эмоции и чувства. Психологи считают, что умение испытывать страх – признак не только того, что ребенок чувствует связь между событиями, но и может предугадать, что случится;
- Ребенку становится интересно практическое применение предметов, возникают более сложные игры. Взаимодействие с малышом приобретает зачатки сотрудничества, кроме того, оно всегда эмоционально окрашено.
Режим дня
В полгода режим дня изменяется не так сильно. Днем ребенок спит несколько раз, период бодрствования длится по 2-3 часа. Увеличивается общая активность малыша – он может не спать даже во время прогулок, которые должны быть обязательными в этом возрасте. Во время, когда ребенок не спит, нужно стараться как можно больше взаимодействовать с ним – играть, общаться, оставлять рядом с собой.
Ночные пробуждения на кормление должны полностью исчезнуть. Кормить ребенка в шесть месяцев нужно 5 раз в день с промежутком в 4 часа. Ежедневно следует проводить купания по 8-10 минут. В случае, если малыш беспокойный, можно добавлять отвар пустырника или мяты в воду.
Как проверить развитие?
Для того чтобы проверить, что умеет ребенок в 6 месяцев, есть несколько простых тестов, позволяющие определить моменты, которые отстают от нормы:
- Держите игрушку на расстоянии 30 сантиметров от ребенка и водите ей из стороны в сторону. Малыш должен следить глазами за предметом, выделяя его от окружения;
- Когда ребенок лежит на спине, издайте звук при помощи игрушки или интересного ему предмета, а затем медленного отведите ее в сторону. В норме он должен начать подниматься и принять сидячее положение. Эту проверку можно использовать и в качестве упражнения для развития мышц спины;
- Для проверки реакции на предметы можно использовать игрушку и бутылочку с питанием. Сначала предложите ребенку смесь для кормления, увидев еду, он должен открыть рот и совершить несколько сосательных движений. При виде игрушки должна происходить реакция оживления, кроха должен проявлять любопытство;
- Во время диалога активно используйте мимику. Он должен реагировать на изменения улыбкой, начать повторять за вами;
- Положите в руку ребенка его любимую игрушку и попробуйте ее забрать. Малыш способен крепко держать предмет, выражать недовольство.
На что обратить внимание?
Есть ряд моментов, что ребенок должен уметь делать в 6 месяцев, на которые следует обратить внимание. При отсутствии следующих проявлений нужно обратиться к педиатру, чтобы вовремя подобрать коррекционные упражнения.
- Не может самостоятельно сидеть, проблемы возникают даже при помощи взрослого человека;
- Во время удержания малыша за подмышки, он не упирается ножками, не старается оттолкнуться;
- Кроха не может брать предметы в руку, не способен перекладывать их;
- Не наблюдается реакция на звуки, источник которых находится вне поля зрения;
- Не просится к родителям на руки, не прижимается к груди;
- Не узнает близких людей, нет оживления при взаимодействии с ними, практически не улыбается;
- Малыш не лепечет, не произносит практически никаких звуков.
Развитие ребенка в 6 месяцев должно происходить комплексно, ведь психические процессы во многом опосредованы физиологическим развитием. А физические реакции в свою очередь зависят от психики малыша. Взаимодействие родителей с полугодовалым ребенком во многом отличается от ухода за грудничком, теперь на первый план выходит сотрудничество с малышом.