Что ребенок должен уметь делать в 6 месяцев: основные моменты

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Ребенок в полгода жизни разительно отличается от новорожденного. За это время происходит активное развитие всех систем, формируется личность малыша. Он уже не просыпается несколько раз за ночь для кормления, пытается самостоятельно сидеть и демонстрирует простые, но такие искренние эмоции. Несмотря на индивидуальное развитие каждого отдельного малыша, есть несколько ключевых моментов, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Изменения в физиологии

  • К полугоду значительно укрепляется мускулатура спины и плеч, что позволяет ребенку сидеть без помощи взрослого человека. При этом он должен уметь держать равновесие и управлять руками в этом положении;
  • Начинает ползать на четвереньках, чтобы подойти к родителю или игрушке;
  • Если ребенок лежит на животе, он способен облокотиться одной рукой, а второй взять предмет;
  • Появляется умение перекатываться в любую сторону, наблюдается подвижность, интерес к окружающему миру;
  • У большинства детей шести месяцев начинают прорезываться первые молочные зубы. Как правило, на нижней челюсти. Формирование зубного аппарата готовит малыша к переходу на прикорм;
  • Нормализуются зрительные процессы. Способность следить за движущимися предметами, поддерживать зрительный контакт с другими людьми;
  • Активно формируются вкусовые и обонятельные рецепторы. Малыш теперь может различать вкусную и невкусную еду;
  • Полностью исчезает гипертонус конечностей. За счет чего появляется возможность управлять обеими руками, хлопать в ладоши и взаимодействовать с предметами или руками родителей. Важно, чтобы ребенок умел брать предмет, перекладывать его из одной руки в другую. Может поднимать упавшую игрушку и подкидывать ее.

Физическое развитие

К концу шестого месяца происходят многочисленные изменения в физическом развитии. Ребенок должен весить в два раза больше, чем новорожденный. Вес мальчиков и девочек может отличаться, нормальный показатель веса полугодовалого ребенка 6,8-8,4 килограмма. Рост должен быть не менее 64 сантиметров.

Психоэмоциональные изменения

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

У ребенка в 6 месяцев психическое развитие происходит активнее всего. Психика значительно усложняется, малыш может испытывать более сложные эмоции, выражать чувства. Кроме этого, активно развиваются когнитивные способности, формируются зачатки речи.

  • Лепет ребенка становится понятней. Он все реже использует крик или плач для выражения своих мыслей и чувств. В речи появляется слияние согласных и гласных звуков в самых различных сочетаниях. Некоторые думают, что ребенок начинает говорить, но это совершенно не так. Малыш может имитировать услышанные слова при помощи лепета. К полугоду он может произносить до 50 различных звуков;
  • Кроха уже воспринимает свое имя, реагирует на него оживлением и улыбкой. Внимательно слушает речь близкого человека, поддерживает зрительный контакт;
  • Способен внимательно слушать, пытаться понять смысл сказанного. Некоторые крохи умеют находить взглядом предмет, о котором его спрашивают;
  • Дети 6 месяцев различают родителей и близких людей по голосу, даже если не видят их. Иногда малыш может криком напомнить о себе, если услышит знакомую речь в соседней комнате;
  • Формируется привязанность к родителям, многие дети способны демонстрировать самые теплые чувства, что особенно проявляется, если взять ребенка на колени или руки. Он начнет прижиматься к телу мамы или папы;
  • Перестает пугаться посторонних людей, но все еще с осторожностью относится к ним. Зачастую при контакте старается не проявлять активности;
  • Формируется способность выстраивать причинно-следственную связь. Например, он начинает понимать, что будет, если нажать кнопку на игрушке или что мама подойдет, если он заплачет;
  • Возникают сложные эмоции и чувства. Психологи считают, что умение испытывать страх – признак не только того, что ребенок чувствует связь между событиями, но и может предугадать, что случится;
  • Ребенку становится интересно практическое применение предметов, возникают более сложные игры. Взаимодействие с малышом приобретает зачатки сотрудничества, кроме того, оно всегда эмоционально окрашено.

 

Режим дня

В полгода режим дня изменяется не так сильно. Днем ребенок спит несколько раз, период бодрствования длится по 2-3 часа. Увеличивается общая активность малыша – он может не спать даже во время прогулок, которые должны быть обязательными в этом возрасте. Во время, когда ребенок не спит, нужно стараться как можно больше взаимодействовать с ним – играть, общаться, оставлять рядом с собой.

Ночные пробуждения на кормление должны полностью исчезнуть. Кормить ребенка в шесть месяцев нужно 5 раз в день с промежутком в 4 часа. Ежедневно следует проводить купания по 8-10 минут. В случае, если малыш беспокойный, можно добавлять отвар пустырника или мяты в воду.

Как проверить развитие?

Развитие шестимесячного ребенка

Для того чтобы проверить, что умеет ребенок в 6 месяцев, есть несколько простых тестов, позволяющие определить моменты, которые отстают от нормы:

  • Держите игрушку на расстоянии 30 сантиметров от ребенка и водите ей из стороны в сторону. Малыш должен следить глазами за предметом, выделяя его от окружения;
  • Когда ребенок лежит на спине, издайте звук при помощи игрушки или интересного ему предмета, а затем медленного отведите ее в сторону. В норме он должен начать подниматься и принять сидячее положение. Эту проверку можно использовать и в качестве упражнения для развития мышц спины;
  • Для проверки реакции на предметы можно использовать игрушку и бутылочку с питанием. Сначала предложите ребенку смесь для кормления, увидев еду, он должен открыть рот и совершить несколько сосательных движений. При виде игрушки должна происходить реакция оживления, кроха должен проявлять любопытство;
  • Во время диалога активно используйте мимику. Он должен реагировать на изменения улыбкой, начать повторять за вами;
  • Положите в руку ребенка его любимую игрушку и попробуйте ее забрать. Малыш способен крепко держать предмет, выражать недовольство.

На что обратить внимание?

Есть ряд моментов, что ребенок должен уметь делать в 6 месяцев, на которые следует обратить внимание. При отсутствии следующих проявлений нужно обратиться к педиатру, чтобы вовремя подобрать коррекционные упражнения.

  • Не может самостоятельно сидеть, проблемы возникают даже при помощи взрослого человека;
  • Во время удержания малыша за подмышки, он не упирается ножками, не старается оттолкнуться;
  • Кроха не может брать предметы в руку, не способен перекладывать их;
  • Не наблюдается реакция на звуки, источник которых находится вне поля зрения;
  • Не просится к родителям на руки, не прижимается к груди;
  • Не узнает близких людей, нет оживления при взаимодействии с ними, практически не улыбается;
  • Малыш не лепечет, не произносит практически никаких звуков.

Развитие ребенка в 6 месяцев должно происходить комплексно, ведь психические процессы во многом опосредованы физиологическим развитием. А физические реакции в свою очередь зависят от психики малыша. Взаимодействие родителей с полугодовалым ребенком во многом отличается от ухода за грудничком, теперь на первый план выходит сотрудничество с малышом.

Ссылка на основную публикацию