Когда ребенок начинает гулить и агукать, сердца родителей наполняются радостью. Вот они, долгожданные первые звуки речи. Именно речи, ведь когда ребенок начинает агукать, он выражает свои эмоции, настроение, потребности. Если в первый месяц своей жизни малыш способен лишь издавать попискивание, кряхтение, крик, являющиеся рефлекторными звуками, то впоследствии гуление начинает выполнять функции общения. Это означает, что малыш развивается нормально.
Именно поэтому в большинстве случаев родителей волнует вопрос, когда дети начинают агукать? Не запаздывает ли мой малыш? Все ли в порядке с его развитием? Что можно сделать, чтобы помочь малышу освоить человеческую речь, начиная с самых первых звуков?
[toc]
Развитие речи у ребенка до года.
От зачатия до рождения
Речевое развитие начинается еще во внутриутробном периоде. Ребенок, слыша звуки окружающего мира, речь мамы и других людей, подсознательно воспринимает ритмику языка, преобладающие звуки, тональность, отдельные звукосочетания. Разумеется, в это время еще не может идти речь о формировании словарного запаса, но самые первые моменты, своего рода фундамент для последующего речевого развития закладываются еще в перинатальном (внутриутробном) периоде.
От рождения до 1,5 месяцев
Нервная система еще не сформирована окончательно, различать отчетливо звуки и слова кроха еще не может, но он улавливает интонации, ритмику, напевность речи. Не случайно детские колыбельные очень напевные, имеют мало слов, но повторяются эти слова многократно. В это время новорожденный издает пыхтение, кряхтит, плачет на одной ноте, и его звуки связаны только с реакцией на его физическое самочувствие.
1,5-3 месяца
Вскоре после истечения 4 недель с момента рождения малыш начнет тянуть гласные. Обычно это звуки «а», «о», «у», реже «и». Длительность звука может варьироваться от нескольких секунд до минут. Этот процесс называется агуканием, гуканьем или гулением. В это время происходит активное развитие мозга и подготовка артикуляционного аппарата: кроха размахивает ручками и ножками, надувает щечки, шевелит языком, пускает пузыри, шевелит губами. Уже установилось зрение, малыш способен подолгу фокусировать взгляд и теперь окружающий мир начинает вызывать у него эмоции. Цветовые пятна, изменение освещенности, запахи, прикосновения, звук голоса близких людей может заставить нахмуриться или улыбнуться, сопровождая мимику звуками. Ребенок начинает общаться, но пока собеседник ему не нужен, это еще не осознанное общение, а скорее репетиция, подготовка к нему. Но разговаривать с малышом все равно нужно. Просто вам не стоит расстраиваться, не получив ответной реакции. Крохе необходимо слышать вас, чтобы развитие продолжалось, пусть он пока и не реагирует.
3-6 месяцев
К 3 месяцам у малыша начнет проявляться комплекс оживления – это реакция на появление знакомого или просто понравившегося лица. Ребенок улыбается, активно шевелит ручками и ножками, издает звуки. В это же время, либо вскоре после появления комплекса оживления, пополняется и лексическая база: гласные звуки кроха начнет произносить в соединении друг с другом, длинными руладами, в речи малыша появляются согласные. Для начала кроха осваивает простые звуки, издаваемые минимальным напряжением горла «к», «х». В течение трех месяцев запас пополняется согласными «м», «б», «п», «к», «г», «н», и их комбинацией с гласными в слогах. Этот процесс называется лепет.
К полугоду кроха осваивает слоговое говорение. Но смысла эти слоги пока не несут. Вообще эта цифра – 6 месяцев – является очень усредненной. Во сколько месяцев ребенок начинает использовать слоги, показатель очень индивидуальный. Если малыш использует рулады, «пробует на вкус» согласные, то, скорее всего, с психическим развитием малыша все в порядке, даже если в 7 месяцев слогов пока нет.
7-9 месяцев.
Начинается осознанное использование слогов. Теперь ребенок может дополнять свои слова действиями, он получает возможность не только тянуться к предмету, но и перемещаться самостоятельно и взаимодействовать с ним. Эта способность стимулирует мозг на ускоренное развитие, и происходит настоящий рывок. Активный словарный запас пока невелик, всего пара слогов, зато происходит накопление пассивного словарного запаса, соединение в мыслях слов и предметов, явлений.
От 10 месяцев до года.
Появляются первые слова. Количество слов зависит и от того, насколько часто малыш слышал обращенные к нему слова, и от общего физического развития, и от эмоциональной обстановки в семье. В среднем к году ребенок осознанно использует около 10 «слов».
Когда стоит насторожиться?
Если к 2 месяцам плач не сменился гулением, стоит обратиться к неврологу: проверить слух, внутричерепное давление, состояние тонуса мышц шеи.
При гармоничном в целом развитии небольшое запаздывание этапов формирования речи не страшно. Но игнорировать эти показатели не стоит: гуление, рулады, лепет, слоги, слова, наряду с другими показателями психоэмоционального развития, позволят педиатру отследить и при необходимости скорректировать развитие вашего крохи.
Как и с какого возраста развивать речь новорожденного?
Если ваш ребенок только родился, а вы уже задумываетесь о его речевом развитии, то вы опоздали на несколько месяцев. Первые уроки родной речи начинаются во внутриутробном периоде. Важно, чтобы в это время (впрочем, и позже тоже) ребенок слышал речь чистую, грамотную, без бранных слов и искажений.
С периода новорожденности выкладывайте грудничка себе на грудную клетку головкой и говорите, пойте колыбельные. Эта техника позволит малышу усваивать речь на уровне вибраций грудного регистра – даже при том, что слух не сформирован до конца, вибрации кроха почувствует отчетливо, и начнется процесс формирования речи.
Потешки, прибаутки, стишки, особенно связанные с ежедневными ритуалами, позволят малышу быстрее и проще осознать смысл слов. К тому же они способствуют благоприятному эмоционально-психическому настрою.
Погремушки, шуршалки, звенелки, музыка и песенки чрезвычайно расширяют звуковое восприятие. Важно лишь помнить, что звуки не должны быть резкими, пугающими.
Повторение за крохой его лепета подскажет малышу, чего вы от него ждете. Но не переходите на его язык полностью, просто установите контакт.
Используйте слова целиком, но поддавайтесь – скажем, если малыш показал на собаку и сказал один из составляющих слогов, допустим «ака», то вы повторяете «правильно, собака». не требуйте правильно и полного произнесения слова пока. Нельзя говорить «ава» или повторять его вариант при обращении к ребенку «смотри, какая ака».
Способствуют речевому развитию и массаж ладошек, ножек, ритмические упражнения, хорошая вентиляция, правильное питание.
Все описанные способы являются психолого-педагогическими приемами и не способны повлиять на органические изменения, поэтому не забывайте посещать педиатра и выполнять его рекомендации.